Фрагмент для ознакомления
2
1. ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Само слово "инновация" происходит из латинского языка, в котором глагол innovare имеет значение "изменять или осовременивать". Таким образом, главной функцией инноваций является обновление.
В настоящее время существует более 40 различных определений понятия «инновация». Основоположник теории инноваций, американский и австрийский экономист, Й.А. Шумпетер дал определение этому термину как «использование существующих источников новыми способами». В современных условиях данное понятие инновации является слишком широким и общим, и необходимо дифференцировать его.
Так, существуют понятия инновации как процесса, инновации как продукта и инновации как изменения. В первом случае инновация представлена в широком смысле как процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание. Инновация как продукт – это конечный результат внедрения новшества, целью которого является изменение объекта управления и получение какого-либо вида эффекта. И, наконец, инновация может означать целенаправленное изменение, вносимое в процессе воспроизводства для лучшего удовлетворения имеющейся или формирования новой общественной потребности.
Также необходимо понимать взаимосвязь таких понятий как «инновация», «новшество» и «нововведение».
В отличие от инновации, новшество – это новое знание, метод, изобретение, то есть результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок, который еще не был практически применен для удовлетворения потребностей потребителей на рынке и который еще не принес экономического результата. То есть новшество превращается в инновацию посредством коммерциализации и практического применения. В современной теории инноваций не делается различий между терминами «инновация» и «нововведение», хотя их смысловое различие состоит в том, что нововведение представляет собой промежуточный этап между новшеством и инновацией в качестве первого применения. Чтобы считаться инновацией внедряемые продукты, услуги или процессы должны обладать рядом свойств:
- должны быть новыми или значительно усовершенствованными. Выгоды инновации должны восприниматься как уникальные. Если потребитель уверен, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли будет пользоваться спросом; - должны иметь определенные условия и возможности для воплощения данного новшества в конкретный продукт (надежность и эффективность; доступная для потребителей цена); - должны быть способны удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей, то есть должны обладать соответствием рыночному спросу и возможностью приносить при-быль; - должны обладать устойчивостью. Новшество может быть уникально и выгодно, но если конкуренты могут его легко воспроизвести, то завоевание рынка окажется трудной задачей.
Выделяется несколько подходов к классификации инноваций:
- по сфере применения: технологические, экологические, экономические, социально-политические, государственно-правовые, в духовной сфере, военные;
- по месту в системе предприятия: инновации на входе, инновации внутри системы предприятия, инновации на выходе;
- по уровню новизны: первичные и вторичные;
- по причинам поведения: стратегические и адаптационные;
- по объекту: продуктовые, маркетинговые, управленческие и технологические.
Под инновациями на входе воспринимаются новые материальные ресурсы и сырье, а также информация, которые будут в дальнейшем использоваться в производстве. Инновации внутри системы предприятия – новая организационная структура, технологические процессы, информационные процессы и т.д. Инновации на выходе подразумевают под собой новые товары или услуги.
Стратегические инновации направлены на получение решающих конкурентных преимуществ, в то время как адаптационные инновации лишь обеспечивают выживание компании на рынке.
Говоря об инновациях необходимо упомянуть и понятие инновационного процесса, через который эти инновации реализуются. Инновационный процесс - процесс преобразования начального состояния идеи новшества в конечное состояние продуктов или услуг, поступивших в потребление и дающих экономический результат. Инновационный процесс охватывает ряд стадий: фундаментальные исследования, прикладные научные исследования, исследования рынка, НИОКР, опытное производство, серийное производство, коммерциализация и диффузия инноваций.
Участниками инновационного процесса являются новаторы и инноваторы как отечественные, так и иностранные, государственные, региональные, отраслевые и муниципальные учреждения, звенья инновационной инфраструктуры, то есть все субъекты инновационного процесса, выполняющие функции создания, продвижения и использования новшеств, регулирования и обслуживания инновационного процесса. Основной инновационный процесс имеет три формы:
- Простой внутриорганизационный или внутрифирменный (натуральный). Новшество создается и используется внутри одной и той же организации. При этом оно не принимает как таковой товарной формы.
- Простой межорганизационный или межфирменный (товарный). Созданное новшество становится предметом купли-продажи между организациями. Функция создателя и производителя новшества (функции новатора) отделяется от функции его потребления (функции инноватора).
- Расширенный - создание новых производителей нововведения. Монополия производителя-пионера нарушается, а возникающая на рынке конкуренция способствует совершенствованию потребительских свойств товара или услуги.
Особое внимание в данной работе требуется уделить инновациям в сфере услуг. В экономически развитых странах сфера услуг составляет основную часть их экономики, поэтому все чаще инновации появляются именно в этой сфере. Изменения происходят очень часто под влиянием спроса потребителей, их меняющихся потребностей и требований. Нововведения в обслуживании могут значительно преобразовывать всю организацию сервисной деятельности, либо частично усовершенствовать некоторые аспекты и процессы в предоставлении услуг клиентам.
Существует несколько общих разновидностей инноваций в сфере услуг:
- технологические инновации – изменения в технологии оказания услуги, внедрение нового оборудования и т.д., позволяющие улучшить качество оказываемых услуг или увеличении их количества. Такая разновидность в настоящий момент является наиболее существенной, т.к. именно от технологий в большей степени зависят инновации в постиндустриальном обществе;
- инновации услуг – изменения в ассортименте и качестве оказываемых услуг;
- организационно-управленческие инновации – изменения в методе управления и осуществлении бизнес-процессов, например, использование современных программ и информационных систем;
- маркетинговые инновации – изменение маркетинговых подходов, использование новых или улучшенных методов презентации и продвижения услуг на рынке, изменение ценовой стратегии т.д. Такие инновации направлены на расширение доли рынка и клиентской базы с целью повышения объемов продаж.
Все эти изменения могут происходить под влиянием преобразований во внешней среде, то есть они проводятся для адаптации деятельности предприятия под новые условия. Также потребность в этих инновациях может возникнуть в процессе функционирования предприятия, то есть изменения внедряются для улучшения и стимулирования деятельности организации, повышении конкурентоспособности оказываемых услуг.
В современной науке мнения ученых по поводу сервисных инновация разделяются. Те исследователи, которые придерживаются ассимиляционного подхода утверждают, что инновации в сфере услуг ничем не отличаются от инноваций в материально-производственной сфере. Приверженцы разграничительного подхода, напротив, считают, что услуги ввиду своей нематериальности отличаются от товаров, и, следовательно, инновации в этой сфере приобретают также свои отличительные особенности. В данной работе внимание будет уделено именно разграничительному подходу.
В производстве услуг, в отличие от производства товаров, потребитель может играть различную роль в зависимости от степени его вовлеченности в этот процесс. Услуги зачастую в большей степени персонифицированы, чем товары. Взаимодействие производителя и потребителя услуги, таким образом, оказывает влияние на сервисные инновации. Это взаимодействие может быть направлено на создание таких инноваций, которые предполагают установление новых взаимосвязей, упрощение отношений и каналов совместной деятельности.
Основной проблемой, которую выделяют исследователи разграничительного подхода, является отсутствие новых теорий и особого инструментария для оценки эффективности сервисных инноваций. Т.к. большинство компаний сферы услуг не занимается исследованиями и разработками, то применить общепринятые методы оценки инновационной деятельности к ним не представляется возможным.
Инновационная деятельность - деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), которая направлена на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
Инновационная деятельность на предприятиях преследует разные цели и обусловлена факторами технического, финансово-экономического,